§ 31. Множественное число الجَمْعُ

вкл. .




Множественное число бывает двух видов: «целое» и «разбитое».

1. Целое множественное число.

При образовании данного вида множественного числа внутренняя структура имени остается неизменной, целой – отсюда и название.

«Целое» множественное число имен, обозначающих лиц мужского пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), образуется путём прибавления окончания -ُونَ к форме единственного числа. Например:





مُدَرِّسٌ   учитель   Š   مُدَرِّسُونَ   учителя

مُسْلِمٌ   мусульманин   Š   مُسْلِمُونَ   мусульмане

В родительном и винительном падежах это окончание меняется на  ينَ. Например:

 

الرَّفْعُ   именит. падеж

مُدَرِّسُونَ

المُدَرِّسُونَ

الجَرُّ   родит. падеж

مُدَرِّسِينَ

المُدَرِّسِينَ

النَّصْبُ   винит. падеж

مُدَرِّسِينَ

المُدَرِّسِينَ

 

Примечание

Также существует ряд имён, которые не указывают на лиц мужского пола, но образуют своё множественное число по упомянутой схеме. Например:

أَرْضٌ   земля   Š   أرْضُونَ   земли

سَنَةٌ   год   Š   سِنُونَ   года

عَالَمٌ   мир   Š   عَالَمُونَ   миры

 

Если «целое» множественное число имён, обозначающих лиц мужского пола

(جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِمِ), является первым членом идафы, то из него усекается буква نَ «нун» и оно склоняется следующим образом:

 

الرَّفْعُ   именит. падеж

مُدَرِّسُو الْجَامِعَةِ

الجَرُّ   родит. падеж

مُدَرِّسِي الْجَامِعَةِ

النَّصْبُ   винит. падеж

مُدَرِّسِي الْجَامِعَةِ

 

Целое множественное число имён женского рода ((جَمعُ المُؤَنّثِ السَّالِم образуется путём прибавления окончания اتٌ к форме единственного числа.

(В определённом состоянии -َاتُ ). Например:

طَالِبَةٌ   студентка   Š   طَالِبَاتٌ   студентки

الطَّالِبَةُ   студентка   Š   الطَّالِبَاتُ   студентки

В родительном и винительном падежах это окончание меняется на -َ اتٍ. (В определённом состоянии – на  اتِ ):

الرَّفْعُ   именит. падеж

طَالِبَاتٌ

الطَّالِبَاتُ

الجَرُّ   родит. падеж

طَالِبَاتٍ

الطَّالِبَاتِ

النَّصْبُ   винит. падеж

طَالِبَاتٍ

الطَّالِبَاتِ

 

В отличие от целого множественного числа, обозначающего лиц мужского

пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), целое множественное число имён женского рода

السَّالِم) (جَمْعُ المُؤَنَّثِ может указывать как на лиц женского пола, так и на неодушевлённые предметы. Например:

جَوَازٌ   паспорт   Š   جَوَازَاتٌ   паспорта

وِزَارَةٌ   министерство   Š   وِزَارَاتٌ   министерства

وَرَقَةٌ   лист   Š   وَرَقَاتٌ   листы

 

2. «Разбитое» множественное число(جَمْعُ التَّكْسِيرِ.

Данный вид множественного числа образуется не путём прибавления какого-либо окончания к форме единственного числа, а путём изменения самой структуры слова. При этом к основе имени добавляются (или, наоборот, усекаются) какие-либо буквы, а коренные буквы сохраняются. Например:

كِتَابٌ   книга   Š   كُتُبٌ   книги (образовано по формуле فُعُلٌ)

قَلَمٌ   карандаш   Š   أَقْلاَمٌ   карандаши (образовано по формуле أَفْعَالٌ)

دَرْسٌ   урок   Š   دُرُوسٌ   уроки (образовано по формуле فُعُولٌ)

طَالِبٌ   студент   Š   طُلاَّبٌ   или   طَلَبَةٌ   студенты (образованы по формулеفَعَلَةٌ  и (فُعَّالٌ

مِثَالٌ   пример   Š   أَمْثِلَةٌ   примеры (образовано по формуле أَفْعِلَةٌ)

عَالِمٌ   учёный   Š   عُلَمَاءُ   учёные (образовано по формуле فُعَلَاءُ)

عَامِلٌ   рабочий   Š   عُمَّالٌ   рабочие (образовано по формуле فُعَّالٌ) и т.д.

 

«Разбитое» множественное число следует заучивать вместе с формой единственного числа, так как выбор той или иной формулы множественного числа не определяется строгими правилами.

 

Упражнения для закрепления

 

1) Найдите в словаре формы множественного числа следующих имен:

(              )حَدِيثٌ    высказывание Пророка (мир ему)

(              )رَسُولٌ    посланник

(              )قَبْرٌ    могила

(              )قَاتِلٌ    убийца

(              )جَبَلٌ    гора

(              )قِرْدٌ    обезьяна

(              )مَنْفَعَةٌ    польза, выгода

(              )نِعْمَةٌ    дар, милость

(              )جَاهِلٌ    невежда

(              ) عَزَبٌ   холостой, неженатый

 

2) Переведите следующие предложения и найдите в них имена множественного числа:

خَلَقَ اللهُ الْكَوَاكِبَ وَالنُّجُومَ وَالْحَيَوَانَاتِ وَالنَّبَاتَاتِ وَغَيْرَهَا مِنَ الْمَخْلُوقَاتِ

____________________________________________

ذَلِكَ الرَّجُلُ كَانَ فِي بِلاَدٍ كَثِيرَةٍ وَرَأَى أُنَاسًا وَمُدُنًا وَقُرًى كَثِيرَةً

____________________________________________

ذَهَبْتُ إِلَى الدُّكَّانِ فَاشْتَرَيْتُ الْمَلاَعِقَ وَالشَّوْكَاتِ وَالسَّكَاكِينَ وَالأَطْبَاقَ وَالأَكْوَابَ

____________________________________________

هَلْ يُوجَدُ فِي وَطَنِكَ غَابَاتٌ وَجِبَالٌ وَأَنْهَارٌ وَبِحَارٌ؟

____________________________________________

نعم، كُلُّ هَذِهِ الأَشْيَاءِ تُوجَدُ فِي بَلَدِي

____________________________________________

يَعِيشُ فِي الْبَحْرِ أَسْمَاكٌ وَحِيتَانٌ وَقُرُوشٌ وَسَرَطَانَاتٌ...

____________________________________________

يُحِبُّ اللهُ الْمُؤْمِنِينَ الصَّالِحِينَ الصَّادِقِينَ وَيُبْغِضُ الْكَافِرِينَ الْفَاجِرِينَ الْكَاذِبِينَ

____________________________________________

كَانَتْ أُمَّهَاتُ الْمُؤْمِنِينَ (رَضِيَ اللهُ عَنْهُنَّ) عَابِدَاتٍ صَالِحَاتٍ تَائِبَاتٍ

____________________________________________

مُسْلِمُو رُوسِيَا يُحِبُّونَ إِخْوَانَهُمْ أَيْ مُسْلِمِي الْعَالَمِ كُلِّهِ

____________________________________________

 

3) Переведите предложения на арабский язык:

В саду много деревьев, цветов и бабочек

___________________________________________________

Этот завод выпускает велосипеды, машины и трактора

___________________________________________________

В том магазине много книг, журналов и кассет

___________________________________________________

Я пригласил домой родственников, друзей и коллег

___________________________________________________

В Башкирии много лесов, озер, рек и гор

___________________________________________________

Мусульманин уважает старших, любит детей и защищает слабых

___________________________________________________

 

4) Выучите пословицу:

š الْفَقْرُ بِلاَ دُيُونٍ غِنًى 

«Бедность без долгов – это богатство»