§ 2. Глаголы правильные и неправильные الأَفْعَالُ الصَّحِيحَةُ وَالمُعْتَلَّةُ

Автор: mynavira вкл. .



Трёхбуквенные глаголы бывают правильными и неправильными.

Правильными называют те глаголы, которые не имеют в составе своего корня так называемых «слабых» букв  ا«алиф», و «уау» и  ى«йэ». Например:

فَتَحَ   (а) открыть

ضَرَبَ   (и) бить





كَتَبَ   (у) писать

سَأَلَ   (а) спрашивать

فَكَّ   (у) развязывать

Правильные глаголы бывают трёх видов:

1) хамзовые (مَهْمُوزٌ) - это те глаголы, которые имеют в составе корня أ «хамзу». Например:

أَخَذَ   (у) взять

سَأَلَ   (а) спросить

مَلَأَ   (а) наполнять

 

2) удвоенные  (مُضَعَّفٌ)– это глаголы с одинаковыми второй и третьей коренными буквами, слившимися в одну удвоенную. Например:

دَلَّ   (у) указывать (в основе: دَلَلَ)

ضَلَّ   (и) заблудиться (в основе: ضَلَلَ)

مَلَّ   (а) скучать, испытывать скуку (в основе: مَلِلَ)

 

3) целые (سَالِمٌ) – это глаголы, не имеющие в корне слабых букв и не являющиеся хамзовыми или удвоенными. Например:

شَرَحَ   (а) объяснять

سَكَنَ   (у) жить

عَمِلَ   (а) работать

 

Неправильные глаголы бывают пяти видов:

1) подобноправильные (مِثَالٌ) – это глаголы, первая коренная буква которых является слабой. Например:

وَلَدَ   (и) родить

وَضَعَ   (а) ложить

يَسُرَ   (у) быть легким

يَفَعَ   (а) становиться взрослым

2) пустые (أَجْوَفُ) – это глаголы, вторая коренная буква которых является слабой. Например:

نَالَ   (а) заполучить

سَالَ   (и) течь

قَالَ   (у) сказать

3) недостаточные (نَاقِصٌ) – это глаголы, третья коренная буква которых является слабой. Например:

رَضِيَ   (а) быть довольным

رَمَى   (и) бросать

دَعَا   (у) призывать

4) вдвойне неправильные с первой и третьей слабыми коренными (لَفِيف مَفْرُوقٌ).

Например:

وَعَى   (и) осмыслить, разуметь

وَقَي   (и) беречь

5) вдвойне неправильные со второй и третьей слабыми коренными (لَفِيفٌ مَقْرُونٌ) Например:

شَوَى   (и) жарить

رَوَي   (и) рассказывать, сообщать

 

Упражнения для закрепления

 

1) Пользуясь словарем, найдите значения следующих трех- и четырехбуквенных глаголов:

رَبَطَ __________________________       زَحْزَحَ __________________________

زَلْزَلَ __________________________       رَكَعَ ___________________________

سَجَدَ __________________________       زَغْرَطَ _________________________

 

2) Выучите следующие глаголы и определите, какие из них являются правильными, какие – неправильными:

   عَبَرَ(у) переходить ___________________правильный глагол__

   عَادَ(у) возвращаться ______________неправильный пустой глагол_

   قَبِلَ(а) принимать _________________________________________

   بَكَى(и) плакать __________________________________________

   سَتَرَ(у) скрывать __________________________________________

   ضَلَّ(и) заблудиться _______________________________________

   وَعَى(и) понимать, разуметь __________________________________

   سَالَ(и) течь __________________________________________

   أسَرَ(и) пленять __________________________________________

   قَلَى(и) возненавидеть _______________________________________

   زَعِلَ(а) обижаться __________________________________________

   يَقِظَ(а) бодрствовать __________________________________________

   سَقَطَ(у) падать __________________________________________

   وَهَنَ(и) ослабевать, терять силы _______________________________

   سَكَنَ(у) жить, населять ____________________________________

   نَالَ(а) получать, достигать __________________________________

   قَطَعَ(а) резать __________________________________________

   سَأَلَ(а) спрашивать __________________________________________

   نَأَى(а) удаляться __________________________________________

   رَدُؤَ(у) быть плохим __________________________________________

   غَوَى(и) впасть в заблуждение _________________________________

 

3) Переведите предложения. Найдите в них неправильные глаголы и назовите их вид.

كَانَ فِي الْمَدِينَةِ فَتًى اسْمُهُ إِبْرَاهِيمُ

_____________________________________________

رَمَى زَيْدٌ حَجَرًا

_____________________________________________

وَعَدَ اللهُ الْمُتَّقِينَ الْجَنَّةَ

_____________________________________________

عَادَ الْمُسَافِرُونَ إِلَى وَطَنِهِمْ

_____________________________________________

وَعَى هَذَا الْقَوْلَ مَنْ سَمِعَهُ

_____________________________________________

نَوَى مُسْلِمٌ الْحَجَّ

_____________________________________________

 

4) Переведите предложения. Найдите в них правильные глаголы и назовите их вид.

عَلِمْتُ هَذَا السِّرَّ مِنْ صَدِيقِي

__________________________________________________

قَلَّ الْمَاءُ فِي النِّيلِ

_________________________________________________

أَسَرَ الْجُنْدِيُّ الْعَدُوَّ

_______________________________________________

سَأَلَنَا الْمُدَرِّسُ سُؤَالاً

_______________________________________________

وَطَأَ الْفَرَسُ الْأَرْضَ

_______________________________________________

ضَلَّ الرِّجَالُ فِي الْغَابَةِ

_______________________________________________

غَضِبَتِ الْفَتَيَاتُ عَلَى أَخِيهِنَّ

_______________________________________________