§ 12. Имена двухпадежного склонения الأَسْمَاءُ المَمْنُوعَةُ مِنَ الصَّرْفِ

Автор: mynavira вкл. .



Некоторые имена арабского языка не принимают танвина и склоняются посредством «фатхи» в родительном и винительном падежах. Например:

   الرَّفْعُ  именительный падеж    مَدَارِسُ   فَاطِمَةُ   رَمَضَانُ

الجَرُّ       родительный падеж      مَدَارِسَ   فَاطِمَةَ   رَمَضَانَ





النَّصْبُ   винительный падеж      مَدَارِسَ   فَاطِمَةَ   رَمَضَانَ

К именам этой группы относятся:

1) Имена собственные, указывающие на лиц женского пола. Например:

سُعَادُ   Суад

زَيْنَبُ   Зайнаб

مَرْيَمُ   Марйам

Примечание: если это имя состоит из трёх букв, средняя из которых огласована «сукуном», то оно относится к трёхпадежным. Например:

الرَّفْعُ      именительный падеж   هِنْدٌ

الجَرُّ      родительный падеж      هِنْدٍ

النَّصْبُ   винительный падеж     هِنْداً

 

2) Имена собственные, имеющие в конце ة «та марбута». Например:

فَاطِمَةُ   Фатима (женское имя)

عَائِشَةُ   Аиша (женское имя)

حَمْزَةُ   Хамза (мужское имя)

طَلْحَةُ   Талха (мужское имя)

 

3) Имена собственные иностранного происхождения. Например:

يُوسُفُ   Иосиф

نَابُلْيُونُ   Наполеон

هِتْلَرُ   Гитлер

Примечание: если это имя состоит из трёх букв, средняя из которых огласована «сукуном», то оно относится к трёхпадежным. Например:

الرَّفْعُ      именительный падеж   لُوطٌ

الجَرُّ       родительный падеж     لُوطٍ

النَّصْبُ   винительный падеж     لُوطاً

 

4) Имена собственные, имеющие форму глагола. Например:

أَحْمَدُ   Ахмад (форма имени совпадает с формой глагола أَحْمَدُ «я восхваляю»)

يَزِيدُ   Язид (форма имени совпадает с формой глагола يَزِيدُ «он увеличивается»)

يَشْكُرُ   Яшкур (форма имени совпадает с формой глагола يَشْكُرُ «он благодарит»)

 

5) Имена собственные, заканчивающиеся на –َانُ. Например:

رَمَضَانُ   Рамадан

شَعْبَانُ   Шабан

عُثْمَانُ   Осман

 

6) Имена собственные формы فُعَلُ:

عُمَرُ   Омар

زُفَرُ   Зуфар

زُحَلُ   Зухаль

 

7) Имена прилагательные формы فَعْلاَنُ. Например:

سَكْرَانُ   пьяный

غَضْبَانُ   разгневанный

شَبْعَانُ   сытый

 

8) Имена собственные, образованные из двух слов путём слитного (но не изафетного) соединения. Например:

شَمْسُقَمَرُ   Шамсукамар

 

9) Имена женского рода или множественного числа, заканчивающиеся на краткий алиф (الألِفُ المَقْصُورَة) или удлинённый алиф (الأَلِفُ المَمْدُودَةُ). Например:


سُكَارَى   пьяные

كَسْلَى   ленивая

 

   صَحْرَاءُпустыня

   عُلَمَاءُученые


10) Имена прилагательные на формулу أَفْعَلُ, не принимающие ة «та марбуту». Например:

أَكْبَرُ   самый большой

أَحْمَرُ   красный

أَبْيَضُ   белый

 

11) Производные имени числительного на формулу مَفْعَلُ и فُعَالُ. Например:

مَوْحَدُ   или      أُحَادُпо одному, по одной

مَثْنَى   или      ثُنَاءُпо два, по две

مَثْلَثُ   или      ثُلاَثُпо три

 

12) Разбитое множественное число, имеющее в середине ا «алиф», после которого стоят две или три буквы. Например:


مَدَارِسُ   школы

مَفَاتِيحُ   ключи

 

أَحَادِيثُ   хадисы

عَوَامِلُ   факторы


13) Прилагательное أُخَرُ «другие» (множественное число женского рода)

Все перечисленные имена являются двухпадежными при том условии, что они стоят без определённого артикля ال и не в качестве первого члена идафы. Иначе они склоняются как обычные имена. Например:

الرَّفْعُ   именит.падеж

الأَكْبَرُ

أَكْبَرُ المَدْرَسَةِ

الجَرُّ   родит.падеж

الأَكْبَرِ

أَكْبَرِ المَدْرَسَةِ

النَّصْبُ   винит.падеж

الأَكْبَرَ

أَكْبَرَ المَدْرَسَةِ

 

Упражнения для закрепления

 

1) Просклоняйте по падежам следующие имена:

 

شَمْسُقَمَرُ

كَسْلانُ

فُقَرَاءُ

أَصْفَرُ

ثُلَاثُ

أُخَرُ

فَنَادِقُ

الرَّفْعُ

 

 

 

 

 

 

 

الْجَرُّ

 

 

 

 

 

 

 

النَّصْبُ

 

خَدِيجَةُ

اِبْتِسَامُ

رُسْتُمُ

أَكْبَرُ

نُعْمَانُ

عُمَرُ

الرَّفْعُ

 

 

 

 

 

 

الْجَرُّ

 

 

 

 

 

 

النَّصْبُ

 

2) Переведите предложения, найдите в них имена с двухпадежным склонением и объясните причину их двухпадежности:

هَذَا الْقَلَمُ لِزَيْدٍ وَذَلِكَ لِعَائِشَةَ

_______________________________

ذَهَبَ مُحَمَّدٌ إلَى أَحْمَدَ

_______________________________

أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِنْ زَيْنَبَ

_______________________________

أُخْتُ رَمَضَانَ مَرِيضَةٌ

_______________________________

اِبْنِي فِي بَارِيسَ

_______________________________

سَيَّارَةُ إسْمَاعِيلَ جَدِيدَةٌ

_______________________________

أخُو حَمْزَةَ طَالِبٌ

_______________________________

فِي مِصْرَ مَسَاجِدُ كَثِيرةٌ

_______________________________

صَلَّيْتُ الظُّهْرَ فِي صَحْرَاءَ

_______________________________

دَخَلَ الرِّجَالُ ثُلاثَ

_______________________________

 

3) Проставьте огласовки подчёркнутых имён и переведите предложения:

 

رَأَيْتُ الْيَوْمَ أحْمَد

_______________________________

أَخَذْتُ هَذَا الْكِتَابَ مِنْ زَيْنَب

_______________________________

شَاهَدْتُ الْيَوْمَ فِلْمًا عَنْ مَسَاجِد مِصْر

_______________________________

صَلَّيْتُ الظُّهْرَ فِي أَكْبَر مَسْجِدٍ

_______________________________

كُنْتُ فِي صَحْرَاء لِيبِيَا

_______________________________

هَلْ أخُوكَ مِنْ مَكَّة؟ لا، إِنَّهُ مِنْ إصْطَنْبول

_______________________________

الْمُسْلِمُونَ يُصَلُّونَ فِي الْمَسَاجِد

_______________________________

الرَّئِيسُ فِي الْبَيْتِ الْأَبْيَض

_______________________________

سَافَرَ الرَّئِيسُ إِلَى لَنْدَن مَعَ الوُزَرَاء

_______________________________

 



 
 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
+1 #4 Umm Aisha 06.08.2016 21:41
Ассаламу алейкум. Вопрос про 'упражнения для закрепления '. Там во 2 упр, 8 строчка - слово مصر. Почему оно является 2х падежным? Ведь оно состоит из 3х букв, средняя из кот-х огласована сукуном. Следовательно это слово должно относится к 3х падежным. Или я что то не поняла?
 
 
-2 #3 Farouk Omar 21.03.2015 10:46
Чтобы научиться говорить нужно говорить! Практика нужна, а не теория!
 
 
-1 #2 Микаил 19.02.2014 05:14
Учи учи
 
 
+2 #1 карина 17.02.2014 09:00
Салам Алейкум! Хотела бы попробовать учить арабский