§ 9. Именное предложение الجُمْلةُ الاِسْمِيَّةُ

Автор: mynavira вкл. .



Именное предложение – это предложение, которое начинается с имени. Например:

الطَّالِبُ مُجْتَهِدٌ   Студент прилежен

Подлежащее именного предложения (المُبْتَدَأُ) ставится, как правило, в определённом состоянии, а сказуемое (الخَبَرُ) - в неопределённом.

Если сказуемое именного предложения является именем, то оно согласуется с подлежащим в числе и роде:





اَلتِّلْمِيذُ نَشِيطٌ   Ученик активен

اَلتِّلْمِيذَةُ نَشِيطَةٌ   Ученица активна

اَلتِّلْمِيذَانِ نَشِيطَانِ   Два ученика активны

اَلتِّلْمِيذَتَانِ نَشِيطَتَانِ   Две ученицы активны

   اَلتَّلاَمِيذُ نِشَاطٌУченики активны

اَلتِّلْمِيذَاتُ نَشِيطَاتٌ   Ученицы активны

 

В именных предложениях, приведенных выше, сказуемым являлось имя, но часто сказуемое выражается также

1) глаголом:

زَيْدٌ فَتَحَ البَابَ   Зейд открыл дверь

В этом случае сказуемое-глагол согласуется с подлежащим в числе и роде (см. гл. II § 26):

اَلطَّالِبُ كَتَبَ رِسَالَةً   Студент написал письмо

   اَلطَّالِبَانِ كَتَبَا رِسَالَةًДва студента написали письмо

   اَلطُّلاَّبُ كَتَبُوا رِسَالَةًСтуденты написали письмо

 

   اَلطَّالِبَةُ كَتَبَتْ رِسَالَةًСтудентка написала письмо

   اَلطَّالِبَتَانِ كَتَبَتَا رِسَالَةًДве студентки написали письмо

اَلطَّالِبَاتُ كَتَبْنَ رِسَالَةً   Студентки написали письмо

2) изафетным сочетанием обстоятельства и имени:

اَلسَّيَّارَةُ أَمَامَ اَلْبَيْتِ   Машина перед домом

اَلتِّلْمِيذُ عِنْدَ الْمُدِيرِ   Ученик у директора

3) сочетанием предлога родительного падежа и имени[3]:

اَلتِّلْمِيذُ فِى الْمَدْرَسَةِ   Ученик в школе

اَلطَّالِبُ مِنْ رُوسِيَا   Студент из России

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие именные предложения и найдите в них подлежащее (المُبْتَدَأُ) и сказуемое (أَلْخَبَرُ) :

اَلْبَيْتُ كَبِيرٌ

______________________________________________________________

مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَسُولٌ

______________________________________________________________

عُمَرُ﴿رَضِيَ اللهُ عَنْهُ خَلِيفَةٌ

______________________________________________________________

التِّلْمِيذُ نَشِيطٌ

______________________________________________________________

الطَّالِبُ مُجْتَهِدٌ

______________________________________________________________

اَللَّهُ خَالِقٌ

______________________________________________________________

اَلْكِتَابُ جَمِيلٌ

______________________________________________________________

الشَّجَرَةُ طَوِيلَةٌ

______________________________________________________________

زَيْدٌ قَصِيرٌ

______________________________________________________________

 

2) Переведите именные предложения и определите, чем выражено их сказуемое:

أَحْمَدُ قَتَلَ الْأَسَدَ

_____________________________________________________________

زَيْنَبُ حَفِظَتْ سُورَةَ الرَّحْمَان

_____________________________________________________________

اَلْمُدَرِّسُ فِي الْمَسْجِدِ

_____________________________________________________________

اَلْكَلْبُ فِي الْحَدِيقَةِ

_____________________________________________________________

اَلصَّلاةُ قَبْلَ الْعَشَاءِ

_____________________________________________________________

اَلسِّكِّينُ عِنْدَ مُحَمَّدٍ

_____________________________________________________________

 

3) Переведите предложения на арабский язык:

Мухаммад прилежен

_________________________________________________

Собака выпила воду

_________________________________________________

Мужчина в доме

_________________________________________________

Студент написал письмо

_________________________________________________

Парк за школой

_________________________________________________

Я из Ирана

_________________________________________________

Машина перед мечетью

_________________________________________________

4) Выучите арабскую пословицу:

š اَلأُمُورُ بِخَوَاتِمِهَا

«Конец – всему делу венец»