§ 41. Имя орудия действия اِسْمُ الآلَةِ

Автор: mynavira вкл. .



Имя орудия действия указывает на предмет, при помощи которого выполняется действие. Например:

مِفْتَاحٌ   ключ

مِنْشَارٌ   пила

مِكْنَسَةٌ   метла





 

Имя орудия действия образуется от переходного трехбуквенного глагола по четырем основным формулам:

1) مِفْعَلٌ. Например:

صَعَدَ   (а) подниматься   Š   مِصْعَدٌ   лифт

قَصَّ   (у) резать   Š   مِقَصٌّ   ножницы (в основе: مِقْصَصٌ)

خَرَزَ   (у) прокалывать   Š   مِخرَزٌ   шило

 

2) مِفْعَالٌ. Например:

ضَرَبَ   (и) бить   Š   مِضْرَابٌ   спорт. ракетка

وَزَنَ   (и) взвешивать   Š   مِيزَانٌ   весы (в основе: مِوْزَانٌ)

حَرَثَ   (у) пахать   Š   مِحْرَاثٌ   плуг

 

3) مِفْعَلَةٌ. Например:

كَنَسَ   (у) мести   Š   مِكْنَسَةٌ   метла

سَطَرَ   (у) проводить линии   Š   مِسْطَرَةٌ   линейка

حَفِظَ   (а) хранить, беречь   Š   مِحْفَظَةٌ   портфель

 

4) فَعَّالَةٌ. Например:

غَسَلَ   (и) мыть, стирать   Š   غَسَّالَةٌ   стиральная машинка

نَظَرَ   (у) смотреть   Š   نَظَّارَةٌ   очки

عَصَرَ   (и) давить, выжимать   Š   عَصَّارَةٌ   пресс, соковыжималка

 

Некоторые имена орудий действия, образуются по иным, более редким формулам:

1) فِعَالٌ. Например:

لَجَمَ   (у) обуздывать   Š   لِجَامٌ   уздечка

رَبَطَ   (и) связывать   Š   رِبَاطٌ   веревка

2) فَاعِلَةٌ. Например:

رَفَعَ   (а) поднимать   Š   رَافِعَةٌ   рычаг, подъёмник

سَقَي   (и) орошать   Š   سَاقِيَةٌ   оросительное колесо

3) فَاعُولٌ. Например:

جَرَفَ   (у) сгребать   Š   جَارُوفٌ   1) лопата, совок (для мусора) 2) ковш

Некоторые имена орудий действия не образуются от глаголов и существуют сами по себе. (Их нельзя отнести к именам орудия действия с точки зрения морфологии, хотя они являются таковыми по смыслу):

فَأْسٌ (فُؤُوسٌ)   топор

إبْرَةٌ (إِبَرٌ)   игла

سِكِّينٌ (سَكَاكِينُ)   нож

مِشْطٌ (أَمْشَاطٌ)   расческа

قَلَمٌ (أَقْلَامٌ)   карандаш

سَيْفٌ (سُيُوفٌ)   меч

رُمْحٌ (رِمَاحٌ)   копье

جَرَسٌ (أَجْرَاسٌ)   звонок

شَوْكَةٌ (شَوْكَاتٌ)   вилка

 

Упражнения для закрепления

 

1) Образуйте имена орудий действия от глаголов по указанным формулам и переведите их с помощью словаря:

مِفْعَالٌ

فَتَحَ   (а) открывать _____________________

زَلَجَ   (у) запирать (дверь) на засов _____________________

حَرَثَ   (у) пахать, обрабатывать землю _____________________

 

مِفْعَلٌ

بَرَدَ   (у) подпиливать (напильником) _____________________

قَبَضَ   (и) брать в руки, сжимать _____________________

حَلَبَ   (у) доить _____________________

 

مِفْعَلَةٌ

لَعِقَ   (а) лизать _____________________

غَرَفَ   (и) черпать _____________________

شَرِبَ   (а) пить _____________________

 

2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них имена орудия действия:

اللَّحْمُ وَالْبَيْضُ وَالْخَضْرَوَاتُ وَالْفَوَاكِهُ فِي الثَّلاَّجَةِ

____________________________________________________

هَذِهِ الْمِكْوَاةُ صُنِعَتْ فِي فَرَنْسَا

____________________________________________________

كَانَتْ الْمِطْرَقَةُ وَالْمِنْجَلُ رَمْزَ الشُّيُوعِيَّةِ فِي بَلَدِنَا

____________________________________________________

كَانَ لِجَدَّتِى مِغْزَلٌ قَدِيمٌ فَسَلَّمْتُهُ إِلَى الْمَتْحَفِ

____________________________________________________

حَرَّكْتُ الْحَجَرَ بِالْمِعْوَلِ فَكَسَّرْتُهُ بِهِ

____________________________________________________

هُنَاكَ مَثَلٌ رُوسِيٌّ يَقُولُ:" لاَ تُسَمِّرْ مِسْمَارًا بِالْمِجْهَرِ"

____________________________________________________

أَيْ لاَ تَضَعْ شَيْئًا فِي غَيْرِ مَوْضِعِهِ

____________________________________________________

 

3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие имена орудий действия:

مِثْقَبٌ (مَثَاقِبُ)   сверло, дрель

مِرَآةٌ (مَرَاءٍ)   зеркало

مِصْفَاةٌ (مَصَافٍ)   фильтр

شَوَّايَةٌ   рашпер, решётка (для жаренья)

 

Я купил две дрели и подарил одну (из них) брату

_____________________________________________

В зале нашего дома есть большое зеркало

_____________________________________________

В этом магазине осталось два фильтра

_____________________________________________

Мы с друзьями пожарили мясо на рашпере

_____________________________________________