§ 23. Союзы حُرُوفُ العَطْفِ

Автор: mynavira вкл. .



Союзы используются для присоединения одного имени к другому, согласующемуся с ним в падеже или одного глагола к другому, согласующемуся с ним во времени.

В арабском языке всего девять союзов:

1) وَ   «и» (для выражения соучастия в каком-либо действии)

جَاءَ أَحْمَدُ وَ مُحَمَّدٌ   Пришли Ахмад и Мухаммад





اِسْتَيْقَظَ مُحَمَّدٌ وَخَرَجَ إلَى الْبُسْتَانِ   Мухаммад проснулся и вышел в сад

 

2)فَـ...   «и; затем сразу» (для выражения непрерывной последовательности действий):

جَاءَ أحْمَدُ فَمُحَمَّدٌ   Пришёл Ахмад, затем сразу – Мухаммад

دَخَلَ الْمُدَرِّسُ فَقَامَ التَّلاَمِيذُ   Вошёл учитель и ученики встали

 

3) ثُمَّ   «потом» (для выражения последовательности действий, между которыми имеется какой-либо промежуток времени):

جَاءَ أَحْمَدُ ثُمَّ مُحَمَّدٌ   Пришёл Ахмад, потом – Мухаммад

صَلَّى أَبِي صَلاَةَ الْعِشَاءِ ثُمَّ نَامَ   Мой отец совершил ночной намаз, потом уснул

 

4)    حَتَّى«даже»[10]:

النَّاسُ يَمُوتُونَ حَتَّى الأَنْبِيَاءُ   Люди умирают, даже пророки

 

5)  أَوْ  «или»:

يَزُورُنِى اليَومَ أََحْمَدُ أَوْ مُحَمَّدٌ   Сегодня меня посетит Ахмад или Мухаммад

اِذْهَبْ إِلَى الْمَكْتَبَةِ أَوْ نَمْ فِي الْبَيْتِ   Иди в библиотеку или спи дома

 

6) أَمْ   «или» (в вопросительном альтернативном предложении, содержащем вопросительную частицу أَ «хамза»):

أَ طَالِبٌ هُوَ أَمْ أُسْتَاذٌ؟   Он студент или профессор?

أَتَقْرَأُ أَمْ تَنَامُ؟   Ты читаешь или спишь?

 

7) لاَ   «а не…» (Этот союз используется после утвердительного предложения и после него должно стоять имя):

جَاءَنِي ضَابِطٌ لا مُهَنْدِسٌ   Ко мне пришёл офицер, а не инженер

 

8)  بَلْ  «..., а» (после отрицательного предложения):

لَمْ أَرَ أَحْمَدَ بَلْ عُمَرَ   Я видел не Ахмада, а Омара.

Если союзу بَلْ предшествует утвердительное предложение, то он выражает отказ говорящего от упомянутого ранее положения, т.е. говорящий поправляет то в чем он оговорился. Например:

رَأَيْتُ اليَوْمَ أَحْمَدَ بَلْ مُحَمَّداً   Я видел сегодня Ахмада…Нет, Мухаммада

После союза بَلْ должно стоять имя.

 

9) لَكِنْ   «..., а» (Этот союз используется после отрицательного предложения, то есть его смысл аналогичен смыслу союзаبَلْ , которому предшедствует отрицательное предложение):

لَيْسَ طَالِباً لَكِنْ عَامِلاً   Он не студент, а рабочий

После союза لَكِنْ должно стоять имя.

 

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие предложения и найдите в них союзы:

قَتَلَ عُثْمَانُ الْأَسَدَ وَالْكَلْبَ __________________________________

أَكَلْتُ الْيَوْمَ لَحْمًا وَشَرِبْتُ عَصِيرًا ______________________________

 رَأَيْتُ الْيَوْمَ زَيْدًا فَحَامِدًا ___________________________________

اِسْتَيْقَظْتُ الْيَوْمَ فِي السَّابِعَةِ فَصَلَّيْتُ ______________________________

 أَكَلَتْ زَيْنَبُ عِنَبًا ثُمَّ تُفَّاحًا _________________________________

اِشْتَرَيْتُ التَّذْكِرَةَ ثُمَّ رَكِبْتُ الْحَافِلَةَ ____________________________

 أَكَلَ الْقِطُّ السَّمَكَةَ حَتَّى رَأْسَهَا_______________________________

فَرَّ الْجَيْشُ حَتَّى قَائِدُهُ ____________________________________

 كَتَبَ هَذِهِ الرِّسَالَةَ زَيْدٌ أَوْ عُمَرُ _______________________________

اِبْنِيَ الآنَ فِي الْمَدْرَسَةِ يَقْرَأُ أَوْ يَكْتُبُ ____________________________

أَ مُهَنْدِسٌ أَنْتَ أَمْ مُدَرِّسٌ؟ _________________________________

 أَ يُصَلِّي عَمُّكَ أَمْ يَقْرَأُ الْقُرآنَ؟ _______________________________

 ضَرَبَ الْكَلْبَ زَيْدٌ لا عُمَرُ _________________________________

لَمْ أَضْرِبْ قِطًّا بَلْ كَلْبًا ___________________________________

ضَرَبْتُ قِطًّا بَلْ كَلْبًا ____________________________________

لَسْتُ أُسْتَاذًا لَكِنْ طَالِبًا __________________________________

 

2) Переведите на арабский язык:

Тора, Библия и Коран – книги Аллаха

__________________________________________

Гульшат выпила чай и съела рис

__________________________________________

Я взял в библиотеке книгу, затем сразу пошел домой

__________________________________________

Мой брат взял зонт, потом вышел на улицу

__________________________________________

Я прочитал книгу, потом – газету

__________________________________________

Имя студента Ахмад или Хасан

__________________________________________

После утреннего намаза я пью чай или читаю Коран

__________________________________________

Мой друг студент, а не рабочий

__________________________________________

Я не араб, а русский

__________________________________________

Студенты спали, и даже учитель

__________________________________________

 

3) Переведите следующие аяты и найдите в них союзы:

﴿أَسْتَكْبَرْتَ أَمْ كُنْتَ مِنَ الْعَالِينَ

____________________________________________________________

﴿قُل كُونُوا حِجَارَةً أَوْ حَدِيدًا

____________________________________________________________

﴿هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَمَاءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَوَاتٍ

____________________________________________________________